Новости и акции
Перспективы развития рынка проката, аренды автомобилей и каршеринга

Эксперты заявляют, что российский рынок аренды автомобилей имеет большой потенциал, поэтому неудивительно, что в последнее время он активно развивается. Владельцы этого бизнеса получают достаточно приемлемый уровень прибыли благодаря удачно сложившейся конъюнктуре в данной отрасли экономики.  
Можно сделать вывод, что сфера проката  является очень перспективным направлением, о чем мы подробно поговорим в нашей статье. Кроме того можно привести тот факт, что предприниматели получают хороший доход, который легко окупает затраты на ведение такой деятельности. 

История проката в России

Истоки нужно искать в советское время, когда глава СССР Хрущев решил создать прокатную экономику по всей стране. Первое время парк аренды имел небольшое количество автомобилей, но несмотря на это руководители планировали расширять направление.  
Поэтому уже в 1962-м году население страны могло брать автомобили в аренду в 40 городах нашей страны. Но развитие данной отрасли затормозилось в связи с уходом Никиты Хрущева с поста руководителя Советского Союза. А новые боссы КПСС свернули эту деятельность.  
И только в конце 20-го века произошло «переоткрытие» рынка аренды автомобилей. Хотя на него повлиял кризис 1998-го года, начало было положено. В сегмент пришли зарубежные компании, например, Hertz, и это положительным образом сказалось на развитии отрасли.

Текущее состояние рынка: развитие и цифры

На сегодняшний момент игроки бизнеса активно работают в своем направлении в России. По данным 2017-го года рынок растет более, чем на 20% в год. На это влияет такие факторы, как распространение услуги в стране, а также увеличение пользователей, желающих взять машину напрокат. 
Если говорить о городах, то кроме Москвы и Санкт-Петербурга можно упомянуть Сочи, Казань, Екатеринбург и Калининград, в которых также происходит бурное развитие аренды автомобилей. От них не отстает и Крым, в частности Симферополь и Севастополь. По всей стране пользователям доступны около 2 тысяч машин, а объем услуг составляет до 4 млн. долларов в месяц.

Нельзя не сказать об участниках рынка, которые представлены в следующих формах:  

- Пункты аренды от производителей машин;
- Прокат от компаний небольшого размера, который включает в себя не более пятнадцати автомобилей или вообще не имеет своего парка;
- Компании, которые работают в сфере аренды для VIP-клиентов;
- Крупные организации, которые также представлены в других субъектах России;
- Российские представительства зарубежных компаний.

Категории прокатного бизнеса
Также следует сказать, что в основном физические лица берут машины в прокат на короткое время, в то время как компании-клиенты предпочитают арендовать на больший срок.  Из предпочтений можно отметить, что чаще всего пользователи ездят на автомобилях экономичного и среднего класса. 

Перспективы дальнейшего развития

Специалисты говорят, что в будущем в большинстве случаев пользователи будут ездить на такси и использовать каршеринг. Также не забудем, что сейчас активно разрабатывается технология беспилотного транспорта. Ниже указаны основные тренды в автомобильном секторе, который влияет на развитие рынка проката автомобилей:

·       Ранее популярные модели машин утрачивают свое значение среди клиентов;
·       Будет расти количество платных парковок;
·       Увеличивается объем продаж поддержанных автомобилей;
·       Приложения в сфере краткосрочной аренды быстрее всего решают потребности пользователей машин;
·       Каршеринг и такси будут иметь самую большую долю при использовании автомобиля.

Кстати о последнем тренде: давайте узнаем, когда возник каршеринг, так как он все больше входит в нашу жизнь.

Каршеринг: возникновение и перспективы

Эксперты говорят, что прообраз первого каршеринга появился в Швейцарии, когда в 1948-м году кооператив Sefage решил предлагать людям автомобиль на короткий срок. При этом деятельность была скорее направлена на социальную сферу, чем для извлечения прибыли.  
И только в конце 80-х годов 20 века каршеринг стал тем видом краткосрочного проката машин, который мы сейчас знаем. В этот период возникло много компаний, предлагающие такой сервис. В России же он появился в середине нулевых годов, но наши граждане активно стали пользоваться им только недавно. В общем перспективы у этого вида аренды довольно хорошие в нашей стране.

Тенденции развития проката автомобилей в разных регионах РФ 

Сначала разберем, как ситуация сложилась в одной из столиц России Санкт-Петербурге, и сразу нужно сказать, что рынок аренды авто хорошо развит в городе, даже если сравнивать с ведущими странами мира, например, США. Кроме того вместе с Москвой доля сегмента составляет около 90% от всего объема данной отрасли. 
Теперь обратимся к региону Дальний Восток и в качестве примера возьмем Камчатский край, чтобы понять, какое положение имеет наша ниша в этой области.
Эксперты из министерства туризма субъекта заявляют, что рынок аренды активно развивается и особенно это происходит в период с июня по октябрь, когда гости Камчатки используют автомобили для разных целей путешествия, например, для обзорной поездки по краю.

Структура услуг аренды авто
А вот в зимний период потребность в аренде снижается из-за непростых погодных условий в регионе и небольшого количества туристов, которые не желают брать машины для поездки.

Кроме того на ситуацию повлияла пандемия коронавируса, поэтому некоторые прокатчики работали в убыток, что не добавило уверенности участникам рынка. А как чувствуют себя компании курортных районов России, например, Краснодар?
Выделим тот факт, что в этом южном городе ситуация в прокате сильно изменилась, чем это было десять лет назад. Теперь отдыхающие могут взять машину по весьма приемлемой цене. Стоимость аренды автомобиля эконом-класса составляет чуть больше 1000 рублей в сутки.
Примерно такая цена сохраняется даже в самый посещаемый период города туристами, что не может не радовать любителей поездок в Краснодаре. 
Пользователи отмечают тот факт, что теперь на Кубани туристы могут заказывать прокат по системе предварительного бронирования, и это существенно упрощает использование данного сервиса. В общем можно сказать, что прокат авто динамично развивается в Краснодаре, Сочи и других городах Краснодарского края. От этого региона не отстает и Крым, где кроме Севастополя и Симферополя, постепенно развиваются пункты проката в Ялте, Алуште, Евпатории и других прибрежных городах.

Основные выводы

В России рынок аренды автомобилей стал общедоступным для населения только недавно относительно развитых стран Европы и США. Тем не менее, для потребителей предлагается широкий диапазон предоставляемых услуг от каршеринга до долгосрочной аренды машин. Прокат активно развивается в стране, хотя был пандемийный год, который участники рынка пережили весьма непросто.
По словам специалистов, клиенты все чаще будут обращаться к такому сервису, как каршеринг, но возможно интерес к долгосрочной аренде тоже сохранится. Тренд на шеринговую экономику будет продолжен – все чаще потребители делают выбор в пользу аренды вещей, чем ее покупки, а это значит, что рынок проката будет увеличивать свой потенциал.

Автор: Андрей Сорокин, владелец автопроката Амиго