Как коронавирус повлиял на рынок аренды и проката автомобилей в России
Автопрокат Амиго
В прошедшем 2020-м году складывалось трудное положение в российской экономике из-за распространения пандемии коронавируса: она коснулась и рынка проката автомобилей. Но на сегодняшний момент наблюдается восстановление и некоторый рост в данном секторе услуг. Этому способствует и развитие внутреннего туризма в стране. Можно сделать вывод, что отрасль проката в России имеет хороший потенциал, так как он только становится популярным среди жителей нашей страны. В основном его использует население крупных городов и курортных регионов вроде Крыма и Калининграда. В статье мы разберем состояние рынка и проанализируем его основные тенденции, а также дадим рекомендации, к каким компаниям лучше всего обращаться для аренды автомобилей.
Развитие российского рынка автопроката Эксперты полагают, что рынок в России находится на стадии зарождения, поэтому индустрия мало отрегулирована. Например, нет четкой сегментации автомобилей, которые используются для аренды, так как клиент может заплатить за машину премиум-класса, а получить в итоге эконом. В основном услуги по аренде сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге – доля компаний в этих мегаполисах составляет до 80% от всего рынка. А главные клиенты – это туристы, в том числе и иностранцы. Особенно это проявляется в таких курортных городах как Калининград, Сочи и пр. Указанная ниже структура потребителей по всей России (данные за 2018) показывает, что категория отдыхающих находится на втором месте после людей, у которых нет своей машины.
Если сравнивать Россию с западными странами, то надо выделить, что в США и Европе эта ниша довольно развита, например, там существуют сервисы подписки на долгосрочную аренду автомобилей, которые дают возможность владеть ими не менее одного года. В нашей стране в целом распространена аренда от нескольких дней до одного месяца.
Каршеринг в России Мы не могли не сказать о таком направлении как каршеринг, аренде автомобилей сроком до 1 дня. Оно только начало свой путь в России, но некоторые граждане уже используют его в полной мере. Эксперты агентства «АВТОСТАТ» и Авто Mail.ru провели опрос, где выяснили, какие причины заставляют россиян брать машины на короткий срок у арендодателей. Результат исследования указан ниже на диаграмме. Думается, благодаря этому можно составить портрет типичного пользователя каршеринга. Как видим, у такого вида аренды есть свои преимущества. Но в данный момент из-за пандемии он переживает непростые времена.
Крушение гиганта автопроката во время пандемии вируса Между тем еще в мае прошлого года американская компания Hertz, мировой лидер рынка, не смогла получить поддержку от властей страны, поэтому решила начать процедуру банкротства, не дожидаясь таких действий от своих кредиторов. Но эксперты считают, что Hertz имела проблемы еще до начала пандемии, а коронавирус добил ее окончательно. Знаменитый бренд пытался найти деньги, но до 22-го мая 2020-го года это не удалось сделать. Уже до этого компания сократила 10 тысяч сотрудников по всему миру.
Автопрокат в Калининграде в 2021 году Несмотря на пандемию коронавируса, Калининградская область продолжает привлекать многих туристов из России, поэтому здесь не было большого спада спроса на аренду автомобилей. Но гостей региона интересует вопрос, что лучше выбрать – каршеринг или классическую аренду автомобиля? Сначала необходимо понять, действительно ли вам нужен каршеринг. Если планируются короткие поездки по Калининграду, то конечно стоит брать машину на небольшой срок. Но необходимо знать, что каршеринг имеет свои недостатки, например, ограничения по зонам действия, а некоторые компании требуют, чтобы пользователь оставил автомобиль в определенном месте, и это довольно неудобно. Однако практика показывает, что туристам в Калининграде и области понадобится автомобиль на долгий срок, чтобы можно было подробно изучить основные достопримечательности региона. Поэтому стоит арендовать машину минимум на несколько дней. Кроме того компании по аренде могут предоставить большой выбор автомобилей на любой вкус в отличие от каршеринговых сервисов. Приезжая в Калининград, выбирайте лидера автопроката, компанию Амиго - https://amigorent.ru , которая работает на рынке уже более 12 лет. И это не просто слова, - об этом свидетельствуют более тысячи положительных отзывов с оценками в Яндекс, Google и других сервисах. Автопрокат Амиго дорожит своей репутацией и оказывает услуги, как по долгосрочной аренде, так и по каршерингу. Поэтому неудивительно, что девиз компании «Клиент - это наш друг!». Именно это и помогает Амиго долгое время оставаться ведущим игроком рынка аренды автомобилей в Калининградской области.
Туристический поток в России В первую очередь нам интересен внутренний туризм, учитывая закрытость границ в результате пандемии. Эксперты говорят, что такой вид путешествий дал прирост до 15 % в 2019-м году, а лидерами по посещению стали Краснодарский край и Крым. Но какие же данные можно привести за прошедший 2020-й год? Специалисты сообщают следующее: туризм внутри России упал на 40%, несмотря на то, что те, кто ездил заграницу, решили отдыхать в нашей стране. Если в 2019-м году было 68 миллионов посещений, то в следующем году показатель составил всего 40 миллионов. Особенно пострадало экскурсионное направление, так как на время пандемии было закрыто много музей, театров и прочих объектов – здесь падение достигает до 60% по сравнению с 2019-м годом.
Туристический поток в Калининградской области В 2019-м году регион посетило около 1,74 миллионов туристов, что превзошло предыдущий показатель на 14%. Это знаменательно еще и тем, что 2018 был годом проведения ЧМ по футболу, поэтому был создан хороший потенциал для туристического потока. Как заявляют эксперты, регион старается развивать направления с крупными российскими городами, с которыми налажены авиаперелеты. При этом область делает акцент на осенний и зимний сезон. Калининградскую область посещали и иностранные гости – в том году их число достигло около 200 тысяч человек. Можно сделать вывод, что перед пандемией Калининград успешно развивался с точки зрения туризма. Что касается 2020-го года, то чиновники сообщили, что количество посещений составило 1,2 миллионов туристов – это на 30% меньше, чем в позапрошлом году. Причина спада связана с тем, что с апреля по июнь был запрет на туристические поездки в регион. После позднего открытия сезона инфраструктура не сумела полностью перестроиться под нужды туристов. При этом портрет отдыхающих – это семья в возрасте 35-40 лет и их дети, то есть целевая аудитория рынка автопроката.
Прогнозы по туризму в 2021-м году Аналитики АТОР дали три основных сценария, по которым будет развиваться туристический рынок в текущем году. Нас больше всего интересует информация касательно внутреннего туризма. При пессимистичном варианте сохранится закрытость границ, поэтому отдыхающие продолжат ориентироваться на отдых внутри страны. Если говорить про средне-оптимистичный сценарий, то в 2021-м году будут постепенно открываться границы, но внутренний туризм останется преобладающим направлением для отдыхающих, хотя его объем не достигнет допандемийных показателей. Что касается оптимистичного варианта, то в соответствии с ним страны будут снимать большую часть ограничений и восстанавливать авиасообщения. При этом объем турпотока достигнет показателей 2017-го года и для внутреннего туризма он составит около 50 миллионов посещений.
Заключение Недавно лидеры рынка сообщили, что за последнее время спрос на долгосрочную аренду автомобилей вырос на 40%. Причины данного факта связаны с развитием внутреннего туризма и введением удаленной работы в 2020-м году. Безусловно, такой фактор принесет пользу компаниям, так как снижает вероятность простоя собственного автопарка. При этом аналитики Россельхозбанка указали, что количество транзакций по каршерингу наоборот упало на 32%. Как видим, рынок долгосрочной аренды авто имеет хороший потенциал для роста, и благодаря этому компании будут стремится к более эффективной деятельности. Автор: Андрей Сорокин, владелец автопроката Амиго